
Ирина Бокова © kavnews.ru
Директор Института экономики и международных отношений в Софии, бывший заместитель министра иностранных дел Республики Болгария, чрезвычайный и полномочный посол в Лондоне Любомир Кючуков о выдвижении генерального секретаря ЮНЕСКО, бывшего заместителя министра иностранных дел Болгарии Ирины Боковой на пост генсека ООН.
Вы долгие годы общаетесь и работаете вместе с Ириной Боковой. Расскажите побольше о ней русскоязычным читателям.
После дебюта на мировой дипломатической сцене в Нью-Йорке Ирина Бокова стремительно включилась в сильнейшую предвыборную кампанию планеты – на пост генерального секретаря ООН. В 1982 г. она начинает в этой организации как третий секретарь болгарского представительства. За это время в нашем регионе многое поменялось: Болгария из видного члена СЭВ и Варшавского договора превратилась в новобранца в ЕС и НАТО. Падение коммунистического режима привело к смене поколений в БКП – БСП. Мы видим Бокову в «красной команде» на круглом столе в 1990 г. В Великом Народном Собрании она представляет район Добруджа, область Генерал-Тошево.
Через 5 лет, после победы на выборах в конце 1995 г., она назначена заместителем министра иностранных дел. С ее работой связана подача заявления о начале евроинтеграции. Осенью 1996 г. она уже кандидат в вице-президенты от левых в паре с министром культуры, известным фракологом, проф. д. и. н. Иваном Маразовым. Именно она как опытный дипломат исправляла последствия неумелых политических шагов профессора. В конце концов гиперинфляция, банковский кризис и нехватка хлеба принесли победу правому кандидату Петру Стоянову. В последующем расколе БСП министр иностранных дел Георгий Пиринский подал в отставку, и Ирина Бокова была вынуждена временно принять министерский пост в условиях нарастающей внутренней и международной изоляции лево-центристского кабинета министров.
В 2000 г. она попадает в «Клуб 100», включающий известных левых общественных деятелей. От его имени ее включают в «гражданскую квоту» левоцентристской «Коалиции за Болгарию».
В 2005 г. премьер-министр от БСП Сергей Станишев назначает ее послом в Париже. Тогда же заканчивается ее внутриполитическая карьера. В это время Ирина Бокова уже известный проевропейский социал-демократ и прагматик, который никогда не впадает в крайности, истерику и ненужную конфронтацию. Однако несмотря на свой гибкий подход, она преследует цели с завидным терпением и постоянством.
Осенью 2009 г. Ирину Бокову выбрали шефом ЮНЕСКО после исключительно тяжелой битвы с египетским министром культуры Фаруком Хосни. Так болгарская женщина стала первой женщиной, которая возглавила мировую организацию образования, науки и культуры. Она впечатлила всех отличным знанием четырех из шести официальных языков ООН: русского, английского, французского и испанского. Сегодня Ирина Бокова – самый сильный козырь, который может быть у Болгарии.
Ирина Бокова происходит из элитной болгарской семьи. Ее отец Георгий Боков известный участник антифашистского сопротивления, многолетний член секретариата ЦК БКП и главный редактор газеты «Работническо дело» (болгарская «Правда»). Брат Филипп Боков был спикером БСП, не раз заседал в парламенте, был председателем Комитета телевидения и радиовещания, спикером МИДа, начальником кабинета премьер-министра. Сейчас он посол в Любляне.
Не поздно ли МИД Болгарии выдвигает ее кандидатуру?
Да, конечно. Опоздание – это факт. Со стороны МИДа нужно сделать все возможное, чтобы наверстать потерянное время, в течении которого болгарские посольства инструктировались не работать по этому вопросу, пока кандидатура не стала официальной. Самое большое значение имеет работа постоянного представительства и посла в ООН в Нью-Йорке. Очень надеюсь, что будет однозначная, активная, в соответствии с решением государства, поддержка, без личных симпатий и антипатий.
К сожалению, есть немало оснований ожидать продолжения негативной кампании, в основном со стороны Болгарии.
Что еще надо иметь в виду?
Характер и процедуру выбора. Генерального секретаря выбирают все 193 государства, входящие в ООН. Однако, чтобы дойти до этого голосования, Совет Безопасности должен предложить кандидатуру. Практика такова, что он выдвигает только одного кандидата. Кампания должна быть сфокусирована на 15 государствах – это самое важное. Другой важный момент — не допустить вето со стороны постоянного члена Совета Безопасности: России, Китая, США, Великобритании и Франции. Иными словами, сначала надо обеспечить избираемость кандидатуры (чтобы не было вето), а потом искать поддержки как пяти постоянных членов Совета Безопасности, так и десяти остальных членов.
Есть ли у Ирины Боковой серьезная поддержка среди стран-членов?
Хотя об этом не принято говорить заранее, можно считать, что у нее очень серьезная поддержка среди постоянных членов Совета Безопасности. Причем создавалось впечатление, что эта поддержка скорее французская, чем болгарская. В то же время есть признаки того, что Китай и Россия тоже могут ее поддержать. От США кандидатуру Ирины Боковой поддерживает бывший посол в ООН Бил Ричардсон: авторитетная фигура в Белом Доме. Кстати на выборах генерального директора ЮНЕСКО США были в числе тех, кто очень сильно поддерживал Бокову.
В СМИ появилась информация о выдвижении Ангелы Меркель на этот пост.
Такие слухи на самом деле витают в публичном пространстве. Однако подобный подход не вписывается в традиции и неписанные правила ООН: действующий политик, особенно из значимого государства не может баллотироваться на пост генерального секретаря. Это создаст странный прецедент. По той же логике и по негласной взаимной договоренности не баллотируются представители США и России, потому что сразу последует вето с другой стороны.
Никогда не было и не будет генерального секретаря из России и США. Это неписанные правила, однако они реально существуют и беспрекословно соблюдаются. Так сохраняется баланс в ООН.
Каким вам видится будущее ООН?
Сам факт того, что в ООН существует Совет Безопасности, где пять государств имеют право вето, оспаривается многими странами. Они требуют расширения Совета Безопасности и квоты для других стран, у которых будут права постоянных или полупостоянных членов. Главное, чтобы такая реформа не довела до юридического или институционального вакуума, так как ООН – универсальная система, которая выполняет роль сохранения мира в международном плане, насколько это осуществимо. И так как эти проблемы уже давно назрели, в мире появляется новая глобальная субъектность, которая предполагает новую институциональную и юридическую регламентацию.
ООН построена на уровне представительств национальных государств. Однако уже существуют транснациональные корпорации, которые не являются государственными структурами, однако во многих случаях располагают большим влиянием, чем ряд стран. Есть неправительственные организации, которые не являются национальными: «Гринпис», «Врачи без границ» и т. д. Есть очень существенный новый элемент — глобальное общественное мнение. Достаточно вспомнить первый президентский срок Обамы: тогда Европа «проголосовала» за него активнее, чем США. Есть и другая новость, которую я называю «глобальным индивидом». Это индивид негосударственный, который превращается в субъекта международных отношений: например беженцы из ИГИЛ. То есть налицо много новых вызовов, на которые система ООН должна найти адекватные ответы. И все это должно свалиться на голову нового генерального секретаря.