У нас в стране дважды в год принято вспоминать, что наше общество делится на мужчин и женщин, две большие социальные группы, имеющие свою специфику и свои интересы. Происходит это двум праздничным датам в календаре: 23 февраля и 8 марта. 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности», и начался массовый набор в Рабоче-крестьянскую армию — дата, которая впоследствии стала отмечаться как День защитника Отечества.
Египетский сфинкс – существо загадочное. Такое же, как и идущая на Украине революция, глядя на которую эталонный империалист Вассерман бормочет заклинания об исцелении от «рыжей чумы». Если в политическом анализе начинают прибегать к медицинским терминам – это диагноз: полное отсутствие понимание происходящих процессов либо нежелание назвать их своими именами. В таком случае это уже мошенничество.
Женщины, которые, по официальным данным, в 2008 году составляли 55 % занятых в экономике, в 2009 году практически исчезли из статистики занятости и документов, характеризующих положение работников в условиях кризиса. У меня возникло такое впечатление, когда я попыталась сверить свое понимание гендерных аспектов занятости в условиях кризиса с информацией на сайте Минздравсоцразвития России. Результаты поисков на сайте этого уважаемого ведомства по запросам «гендерные проблемы занятости», «женщины и кризис», «увольнение женщин в условиях кризиса» и всем аналогичным запросам были одинаковыми: «Материалы, удовлетворяющие данным условиям поиска, не найдены».
Да, я посмотрела-таки по телевизору «Обитаемый остров: схватка», хотя год назад после первого фильма – «Обитаемый остров» – пообещала себе, что больше никогда…
Второй фильм оказался не лучше первого, но я воспользуюсь им как поводом для хотя бы частичного осуществления давнишней мечты. Давно вынашиваю планы работы «Социология Стругацких» – о постижении социальных проблем художественными средствами. Стругацкие для этого – отличный пример. По-моему, если классическая русская литература стала у нас своеобразным заменителем философии того времени, то советская литература и, прежде всего, фантастика, во многом дополнила советскую социологию (кроме Стругацких, сходу вспоминаются Ефремов и Беляев), в значительной мере задавленную идеологией. Для меня это ново: что-то вроде упражнений в «социологии отражения».
О нынешних финансовых и экономических глобальных передрягах сказано и написано много, в том числе в России. И ряд экономистов и финансистов выделяет как одну из основных причин происходящего доминирование доллара в качестве мировой валюты при монопольном праве Федеральной резервной системы (ФРС) США на его эмиссию. Что, думается, вполне справедливо.
Но есть аспект, который почти не затрагивался в многочисленных статьях о нынешнем кризисе. Речь идет ни много, ни мало о такой священной корове современного финансово-экономического устройства, как кредитная система. Судя по всему, именно она обостряет кризис и надолго затягивает выход из него.
Деньги в сфере материнства – тема деликатная, если не сказать щекотливая. Материнство расценивается как некая абсолютная и безусловная ценность, которой невозможно найти достойный материальный эквивалент, выразить деньгами. Например, в некоторых европейских странах в случае потери ребенка в результате несчастного случая в качестве компенсации родителям предлагается выплачивать лишь символическую сумму – так называемый символический франк, который считается «единственным достойным возмещением подобной исключительно эмоциональной потери». Оттого деньги, так или иначе связанные с этой сферой, зачастую «не замечаются» – они игнорируются, маскируются.
Рабкор.ру публикует пришедший в редакцию отклик на статью Василия Колташова «Правила инфляции: от привычки к пониманию» и надеется на продолжение разговора.
Накануне 2010 года, который то ли венчает первое десятилетие, то ли открывает второе десятилетие нового века, можно поговорить и о вещах иррациональных.
Всем известны имена таких пророков и ясновидцев, как Платон, Исайя, Иоанн Богослов, Мишель де Нострадамус, Ванга (Вангелия Пандева Гуштерова, урожденная Димитрова), Вольф Мессинг. Их пророчества основаны на малоизученных свойствах человеческого мозга. Я не располагаю достоверной статистикой, каков удельный вес сбывшихся предсказаний этих уникальных представителей рода человеческого, однако не сомневаюсь, что они в той или иной мере обладали даром предвидения. На свете рождаются люди с удивительными, феноменальными способностями в самых различных областях интеллектуальной деятельности, что может только служить подтверждением огромных возможностей человеческого Разума.
Антифашизм в России – идея популярная, ведь, в конце концов, в 1945 году именно СССР оказался главным победителем нацистской Германии. Ну а на логичный вопрос, почему в таком случае именно «антифашизм», а не, допустим, «антинацизм», стоит ответить, что фашизм в наше время – термин собирательный, под которым понимают собственно фашизм, национал-социализм, неонацизм и прочие подобные им ультраправые идеи. (Пояснение это не праздное, потому что люди, далекие от проблем антифашизма, особенно – сторонники ультраправых идей, часто говорят, что те, против кого борются антифашисты, дескать, вовсе и не фашисты.)
Казалось бы, всё логично и достаточно просто: фашистские идеи в России не могут быть популярны по определению, да и борются у нас вроде бы с проявлениями фашизма, например, те же проправительственные «Наши».
Но одно дело – декларировать борьбу и совершенно другое – действительно бороться.
Мой сын окончил девятый класс. При вручении аттестатов об основном общем образовании директриса школы сделала заявление, которое вполне могло бы стать сенсацией: «Быть настоящим специалистом своего дела – это процентов семьдесят счастья. Особенно для мальчиков. Девочкам труднее. Я вам никогда не говорила, теперь скажу: мы живем в мужской цивилизации. Женщине приходится брать на себя мужские обязанности, если она хочет состояться как человек».
Сенсационность была в том, что директриса неожиданно заговорила языком западных феминисток, употребив термин «мужская цивилизация». Но, к сожалению, этих слов никто не заметил. Ни девушки, ни юноши просто не поняли, о чем речь.
Сегодня самый популярный вопрос – когда и чем кончится кризис? Ответ зависит от того, какой это кризис. Иными словами, переживаем ли мы аналог Великой депрессии или обычный кризис. Чтобы различать эти два типа кризиса, нужно обратиться к наследию выдающегося российского экономиста, неонародника Николая Дмитриевича Кондратьева.
Как минимум последние 50 лет левых вполне справедливо обвиняют в утопизме и нереалистичности. Похоже, сегодня ситуация меняется. Все дальше от реальности, в область немыслимых утопий, нереализуемых прожектов и популистских лозунгов сейчас смещаются отнюдь не левые. В эту пропасть, по крайней мере, в области идеологии, идет сама российская власть, ведомая слепыми поводырями-политтехнологами, оказывающими ей безвозмездную пока «медвежью услугу».
1 ноября 2009 года, в воскресенье, в самое топовое дневное время, по основному белорусскому каналу – ОНТ был показан фильм с броским названием «Полесский фатерлянд». Вообще-то, это документальная история, рассказывающая о трагической судьбе немецкого меньшинства в БССР. Казалось бы, что в этом особенного? Если бы не одно «но» – в этой телевизионной ленте официозная пропаганда впервые громко заявила: в Белоруссии тоже был голодомор!
Вопреки некоторым прогнозам, что революции Украине следует ждать в 2015 году к следующим президентским выборам, страсти в стране накаляются – и новый виток в Украинской революции (2004–?), о котором мне уже довелось писать, начался. Даже несколько раньше, чем я рассчитывал.
Эпидемия гриппа ставит диагноз украинскому обществу, засвидетельствовав системный характер охватившего его кризиса. Миллионы одетых в маски людей во всех городах страны, безумная животная паника, на которой цинично спекулируют политики и торгаши, – такой увидели страну ее граждане, выброшенные из привычного мира патриотических иллюзий. А всякая попытка понять природу происходящего ведет к критическому анализу рыночных основ нашего общества, где жизнь и здоровье служат предметом торгов и манипуляций. Как, впрочем, и всё остальное вокруг нас.
Белорусский президент, доселе суровый, как исполняющий одноименную арию варяжский гость из оперы Мусоргского, ныне все больше начинает овладевать премудростями большей дипломатии. По крайней мере, он теперь не только произносит фразу «многовекторная политика», но и свои официальные визиты совершает действительно в разных направлениях. Зачастую противоположных. Недавно вот был опять-таки ближе к «варягам», в омываемой хладными балтийскими волнами Литве. Теперь его путь лежал на юг, в Киев. Забегая вперед, скажем, что на последних переговорах речь шла, в том числе, и о создании Балтийско-Черноморского транспортного коридора, и энергомоста «Украина–Белоруссия–Литва». А вот еще по классическому маршруту «из варяг в греки» некогда шел и транзит многочисленных рабов – основного вида энергоносителей того времени…