Еще в начале 2009 года, обсуждая «газовую войну» между Россией и Украиной, западные СМИ предпочитали не замечать Дмитрия Медведева, ассоциируя Россию исключительно с Путиным. К моменту первой годовщины нахождения нового президента у власти их мнения разделились на диаметрально противоположные. У одних журналистов и экспертов Медведев – «комнатная собачка Путина». У других – «скрытый реформатор», только и ждущий момента, чтобы сбросить «путинские цепи». Однако во всех статьях о кремлевском тандеме столько эмоций, что кажется, будто их авторы не столько анализируют российские реалии, сколько пытаются показать миру свои страхи и надежды в отношении России.
В серии «Час “Ч”» издательства «Гилея» (помимо главного редактора «Гилеи» Сергея Кудрявцева ее составляли, редактировали и комментировали Алексей Цветков и Александр Тарасов) выходят тексты значительных левых активистов и антикапиталистов современности.
Трудно вспомнить профессии, которым в советское время хоть однажды не посвящалась бы кинокартина. В эпоху 90-х все рекорды по представленности на экране побила одна профессия – бандит. 2000-е вернули традицию кино о трудовых отношениях и заполнили экран сериалами о людях самых разных сфер деятельности – от «Дальнобойщиков» до «Банкирш». Впрочем, не были забыты и романтики с большой дороги, так что телезритель получил возможность вполне профессионально разобраться в особенностях разделения труда в криминальной, околокриминальной сфере и просто среди любителей поиграть в игры с законом.
За последнее время в популярной серии «ЖЗЛ» было издано немало полезных для антикапиталистов книг, в том числе биографии Кропоткина и Нестора Махно. Однако особое внимание стоит обратить на жизнеописание французского философа и историка Мишеля Фуко. Среди западных мыслителей второй половины ХХ века, обычно называемых «постмодернистами», он первым удостоился такой чести, и это неудивительно: книги Фуко принципиально важны для всех, кто хочет понять, как устроено современное общество и как функционирует в обществе власть.
В майском Киеве одновременно прошли две художественные выставки. Первая практически не выходит из заголовков украинских СМИ. Стараниями одного из богатейших капиталистов страны Виктора Пинчука в его галерее «PinchukArtCentre» открылась экспозиция британского художника Дэмиена Херста. «Самая масштабная выставка работ самого высокооплачиваемого художника мира», – с придыханием пишут о ней провинциальные украинские критики. И взволнованно повторяют магические цифры «$ 200 000 000» – на такую сумму наторговала своими работами с аукциона заезжая звезда постмодернизма и просто успешный бизнесмен Херст.
Российские зрители успели привыкнуть к тому, что в последние годы победитель «Евровидения» часто представляет Восточную Европу. И не успели отвыкнуть от того, что российские исполнители обычно выступают на этом телевизионном конкурсе не слишком удачно. «Евровидение-2009» подтвердило второй стереотип и нарушило первый. Как и целый ряд других. По крайней мере, на первый взгляд.
Давно известно: если на боксерском ринге обязательно есть победитель и побежденный, то в публичной дискуссии проигравших не бывает. Чтобы уклониться от удара соперника на ринге, требуется изрядная изворотливость, но чтобы аргументы противника не причиняли вам вреда, достаточно просто их не замечать. Общественная дискуссия о Едином госэкзамене стала яркой иллюстрацией этих истин. Скажем, данные опросов общественного […]
Книга кандидата политических наук Дмитрия Бученкова стала по-своему знаковой - это, пожалуй, первое в своем роде исследование, призванное осветить новейшую историю российского анархизма, который хоть и развивается на наших глазах, требует всестороннего осмысления.
Есть еще художники, такие как Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов, которые задаются вопросами, казалось бы, давно уже никому не интересными: «Как работает музей? По какому принципу идет отбор и музеефицирование “живых” вещей? Кто ответственен и “обречен” превращать неизвестное живое в классическое мертвое? Обречен, потому что выход из этой ситуации невозможен. Ведь не может, к примеру, самораспуститься музей, закрыться или перестать существовать, выйти из игры? Каким чутьем пользуется тот, кто решает, чему место в музее, а чему место за его пределами?». Тем не менее, отвечая на эти избитые вопросы, появляется новая, невиданная ранее реальность. С «Мылом» о мыле специально для Рабкор.ру беседовала Татьяна Аржанникова.
Основные тезисы статей о гастарбайтерах, вышедших в российской прессе, читатели наверняка уже успели выучить наизусть. Причем как доводы противников, так и аргументы сторонников трудовой миграции. А как освещается эта проблема в самих республиках, поставляющих в Россию рабочую силу? Например, в странах Средней Азии? Взгляд на публикации среднеазиатской прессы и журналистов, работающих в регионе, может хотя […]
Когда древний охотник хотел поразить крупного зверя, он рисовал его изображение на земле или на камне и протыкал копьем, таким образом заранее поражая добычу. Когда древний римлянин хотел, чтобы примета стала для него благоприятной, он громко произносил ее благоприятное толкование. Когда средневековый колдун хотел поразить врага, он изготовлял человеческую фигурку, давал ей имя противника и подвергал эту фигурку истязаниям, которые должны были произойти с самим человеком. Видимо, и современным политологам не чужды древние традиции. Почему бы, например, не вызвать распад ненавистной державы, публично предсказав это и подготовив карту, где на месте одной страны возникает несколько новых?
Жан Грав (1854–1939) – один из известнейших теоретиков анархо-коммунизма, публицист конца XIX – начала XX веков. Как и Элизе Реклю, Грав был французом. Всю свою сознательную жизнь он посвятил идеалам анархизма. В 1894 году был осужден за свою книгу «Умирающее общество и анархия». Однако речь пойдет о книге Жана Грава «Будущее общество», оконченной в 1895 году.
Немецкий фильм 2008 года «Комплекс Баадера-Майнхоф» («Der Baader Meinhof Komplex»), снятый по одноименной книге Штефана Ауста, о легендарной левотеррористической группе «Фракция Красной Армии» (РАФ, Rote Armee Fraktion) режиссера Ули Эделя претендует на сенсационную правдоподобность, так как снят на важную сегодня тему, актуальную, как и 30–40 лет назад – проблему «левого терроризма».
Чем дальше углубляется кризис, тем больше в российской прессе разговоров о «падении американской империи». То в одном издании «конец американской гегемонии» объявят, то в другом развал самих США предрекут. Не стал отставать и российский журнал «Эксперт», посвятивший свой тринадцатый в этом году номер (6–12 апреля 2009 года) теме «что делает мир, когда Америка теряет лидерство».
Любое крупное историческое событие рано или поздно находит отражение на кино- и телеэкране. Не стало исключением и событие совсем недавней истории – военные действия в Южной Осетии августа 2008 года. Вечером 29 марта 2009 года в эфире Первого канала был показан художественный фильм «Олимпиус инферно» режиссера Игоря Волошина, посвященный этим трагическим событиям. Сюжет фильма вкратце […]
9 апреля 2009 года исполняется 20 лет со времени столкновений участников оппозиционных манифестаций в Тбилиси с советскими войсками. С тех пор распался Советский Союз, в Грузии сменилось несколько руководителей, но два фактора, кажется, остаются неизменными: политика в стране снова выплескивается на улицу, а в России по-прежнему крайне мало информации из этой крайне важной для самочувствия всего Кавказа республики.