«Это готы, что ли?» – перешептывались школьники в кинотеатре, когда в первых кадрах фильма «Стиляги» на экране появились одетые исключительно в черное и серое комсомольцы, приготовившиеся начать облаву на этих самых стиляг. «Типа как у антифа», – заметили их более продвинутые товарищи, увидев на ботинках одного из героев фильма розовые шнурки. На самом деле, трудно сказать, что знает большинство нынешних студентов и школьников о стилягах. Однако даже если знают мало, это вполне понятно – ведь стиляги прекратили свое существование в те далекие времена, когда даже их родители только появились на свет.
Художники, объединившиеся в группировку «Протез» – сегодня самое радикальное и маргинальное художественное объединение в Санкт-Петербурге. Они заявляют о себе в своем манифесте: «Мы – художники-грузчики, “убитые помойным ведром”, и искусство нам интересно лишь из-за нашей врожденной страсти к самовыражению. Мы – представители “желтой прессы” в изобразительном искусстве, и основным содержанием нашего творчества является пугающий лиризм. Нам главным образом интересны различные беспредельные выражения базовых низменных инстинктов человека. Есть пять тем, которые нас интересуют: секс, насилие, наркотики, безумие и война».
10 декабря 2008 года Москве на «Винзаводе» прошла вторая церемония вручения премии в области современного искусства имени Кандинского. Первый приз получил художник Алексей Беляев-Гинтовт, известный ультраправый «почвенник» и активист Евразийского союза молодежи.
Кинопоезд, придуманный в начале 1930-х годов советским режиссером Александром Медведкиным, был одним из интереснейших явлений мирового кино. Молодой режиссер, бывший офицер Первой конной армии Буденного, по сути создал первую автономную фильмопроизводящую единицу, первую киностудию на колесах, где полный цикл производства происходил в четырех специально оборудованных железнодорожных вагонах.
«Жил-был человек. Но у него не было живота. И рук не было. И ног не было. И не было головы. И вообще, у него ничего не было. Поэтому писать о нем совершенно нечего», – этот пассаж из Хармса вполне подходит к тому, как описывается российское молодежное движение в отечественной публицистике. Журнал «Неприкосновенный запас», посвятивший в № 5 (61) за 2008 год специальный раздел молодежному движению в Германии и России, в целом не стал исключением.
VII съезд Союза кинематографистов многие называли революционным из-за снятия с поста председателя Никиты Михалкова.
В кулуарах Дома кино не скупились на эпитеты: «революционный съезд», «новое понимание кинематографа», «наконец-то союз повернется лицом к молодым» – то и дело слышалось из уст той части кинематографистов, которая накануне утвердила новым председателем СК Марлена Хуциева вместо занимавшего это пост в течение десятилетия Никиты Михалкова.
В советское время в Издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» выходила научно-популярная серия «Эврика». Серия была действительно популярной: купить книги «Эврики» в магазине было не так просто, во всяком случае, в Москве и Питере. Мои знакомые в основном привозили эти книги из командировок в «медвежьи углы».
«Русскому человеку фашизм и расизм невозможно привить в принципе». Это мнение давно распространилось в левой и патриотической публицистике. Оно же заменило для этой среды лучшее снотворное.
Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб.: Алетейя, 2008. «То, что обычно считается инструментами познания, я сделал для себя объектом исследования», – эта знаменитая фраза Пьера Бурдье точно передает смысл его научной деятельности. Сначала во Франции, а потом и во всей остальной Европе Бурдье еще при жизни причислили к классикам в области «социологии знания» […]
Предлагаем вашему вниманию анонсы интересных мероприятий, которые пройдут в Санкт-Петербурге в ближайшие дни.
Недавно в Самаре состоялся международный фестиваль современного искусства «Арт-Штурм». В его трехдневную программу входила серия выставок и уличных акций. Одна из выставок - «Как быть?» - открылась на территории самарского торгового центра Паркхаус. Ее сокуратором был самарский художник Владимир Логутов, известный в Москве своими фильмами и видеоинсталляциями.
О том, как переживают мировой экономический кризис биржи в разных концах мира, нам ежедневно рассказывают по телевизору. Как кризис сказывается на ситуации в России, мы видим на примере роста цен и увольнений в крупных кампаниях. А как он коснулся одной из самых перспективных экономик мира - нашего очень большого соседа, Китая? Именно этой теме посвящена статья Марка Завадского «Всемирная фабрика в шоке», вышедшая в 44-м номере журнала «Эксперт» за 11-16 ноября 2008 года.
19 ноября в Петербурге метет метель, в гостевой комнате отеля «Рахманинов» сидит Антанас Суткус, допивает кофе и докуривает сигарету. Через час он уезжает в Литву. В коридорах уютного отеля развешаны его фотографии, повествующие о путешествии французского философа Жан-Поля Сартра и писательницы Симоны де Бовуар по Литве в июле 1965 года.
По воспоминаниям некоторых людей, заставших поздний СССР, в те годы упоминание «маккартизма», скорее всего, вызвало бы снисходительную улыбку - ну как еще можно относиться к преувеличениям советской пропаганды? Разве что как к реплике находчивого русского из анекдота, который обнаружил универсальный аргумент в спорах с американцами: «А у вас негров линчуют!»
Есть бородатый толкиенистский анекдот про парня, который случайно оказался в книжном магазине и удивленно воскликнул: «Смотрите! По фильму "Властелин колец" уже книгу успели написать!» Так вот, окажись герой этого анекдота в одном из центральных книжных сегодня, он бы решил, что по фильму «Адмирал» за какой-то месяц подготовили целую книжную серию. Включая альбом, который действительно подготовлен по этому фильму.
XX век, от которого ожидали шага в эру гуманизма, прошел под знаком двух тяжелейших мировых войн и целой вереницы тоталитарных режимов, которые могли поспорить по кровожадности с самыми жестокими деспотиями прошлого. Среди них первое место, безусловно, держит нацизм. Но каковы его истоки нацизма?